Добавление С к Главе 5

ИНСТРУКТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КОНТРОЛЮ МАССЫ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Пример указаний государства эксплуатантам/владельцам

1. ПРИМЕНИМОСТЬ

Данные указания применимы ко всем ВС, зарегистрированным в государстве, и определяют подробные процедуры, которые необходимо соблюдать в связи с определением массы таких ВС.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  При использовании в настоящем добавлении следующих терминов они имеют нижеуказанные значения: 

Воздушное судно. Любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличным от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли. 

Компонент ВС. Любое оборудование, прибор, система или составная часть ВС, которые, будучи установлены на борту ВС, являются необходимыми для эксплуатации этого ВС. 

Утвержденный. Имеющий непосредственное утверждение ВГА или утвержденный от его имени согласно соответствующим требованиям государственных норм и правил. 

Лицо, имеющее право подписи. Лицо, назначенное эксплуантатом или владельцем ВС и уполномоченное ВГА подписывать от его имени документы, удостоверяющие массу ВС. 

Центр тяжести (масс). Воображаемая точка, относительно которой уравновешиваются гравитационные моменты массы носовой и хвостовой частей ВС. 

Масса пустого ВС. Масса ВС в пустом состоянии, определяемая согласно утвержденным руководствам. Она включает все эксплуатационное оборудование, которое имеет фиксированное размещение и установлено на ВС. 

Максимальная взлетная масса. Максимальная разрешенная масса ВС и его компонентов, определяемая согласно утвержденным руководствам. 

Модификация. Любое изменение конструкции или технологи изготовления компонента ВС или его силовой установки. 

Лицо. Любой человек, организация или предприятие. 

Силовая установка. Система, состоящая из одного или более двигателей и вспомогательных агрегатов, которые в совокупности необходимы для создания тяги, независимой от непрерывной работы какой-либо другой силовой установки (или силовых установок), но не включая устройства, создающие кратковременную тягу. 

Ремонт. Восстановление ВС, компонента ВС или силовой установки изделия до состояния, отвечающего условиям безопасной эксплуатации, после повреждения или износа. 

Удостоверять. Принимать ответственность в области выполнения конкретной работы по технической эксплуатации в соответствии с приемлемой инженерной практикой и требованиями государственных норм и правил.


3. СОКРАЩЕНИЯ
При использовании в настоящем добавлении следующих сокращений они имеют нижеуказанные значения:

ТОМ:
Взлетная масса;
CG: Центр тяжести (центр масс);
EMCG: Центр тяжести (центр масс) пустого ВС;
САХ: Средняя аэродинамическая хорда, используется для установления диапазона центровок ВС. Расположение и величина САХ приводятся в спецификациях ВС.


4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОЦЕДУРЫ: ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ


4.1 Общие положения

4. 1. 1. Масса каждого ВС должна быть определена до первоначальной выдачи сертификата летной годности, исключая случаи, указанные в пункте 4.1.2.;

4. 1. 2. Определение массы ВС до первоначальной выдачи сертификата летной годности может не требоваться для:

a) ВС, масса которого была определена до того, как оно было импортировано, и все последующие изменения массы были должны образом рассчитаны и учтены в документации,

b) вновь изготовленного ВС с максимальной взлетной массой, не превышающей 5700 кг, у которого масса пустого ВС была установлена в соответствии с информацией и расчетами, представленными его изготовителем, или

c) случая, когда основная масса согласно расчетам изменилась не более, чем на 0,5% максимальной ТОМ, и если центр тяжести согласно расчетам переместился не более, чем на 0,5% САХ.


4.2 Периодическое определение массы

В дальнейшем определение массы, если нет иных указаний ВГА, должно производиться в соответствии с указаниями пункта 4 1 и в сроки, приведенные в нижеследующей таблице по отношению к дате первоначального определения массы

Сроки определения массы (устанавливаются ВГА)
a) Самолеты с максимальной ТОМ свыше 5700 кг, контроль массы которых осуществляется под надзором лица, имеющего право подписи документов о массе и центровке.
b) Самолеты с максимальной ТОМ свыше 5700 кг, контроль массы которых осуществляется без надзора лица, имеющего право подписи документов о массе и центровке, самолетов с максимальной ТОМ свыше 2000 кг.
c) Самолеты с максимальной ТОМ не более 5700 кг, но свыше 2000 кг, исключая самолеты, сертифицированные по сельскохозяйственной категории, самолеты с максимальной ТОМ, не более 2000 кг
d) Самолеты с максимальной ТОМ, не более 2000 кг, самолеты с максимальной ТОМ не более 5700 кг, сертифицированные по сельскохозяйственной категории.
е) Планеры


4.3.Процедуры определения массы


4.3.1. Определение массы ВС должно производиться под надзором либо представителя ВГА по вопросам летной годности, либо лица, имеющего право подписи доку- ментов о массе и центровке Для определения массы ВС представляется в состоянии, приемлемом для лица, упол- номоченного осуществлять надзор за измерениями Масса ВС должна определяться на весах, утвержденных ВГА

4.3.2. Для удовлетворительного определения массы владелец или эксплуатант ВС должен предоставить в достаточном количестве персонал и оборудование, такое как стропы, балластные грузы, опоры и ложементы ВГА не несет ответственности в части безопасности ВС или персонала, осуществляющего измерения

4.3.3. Если нет иных указаний ВГА, то должно производиться два независимых измерения, по крайней мере в одном из которых продольная ось ВС должна быть горизонтальна Между двумя измерениями нагрузка с оборудования должна быть полностью снята Любые отличия в максимальной массе ВС, выявленные в двух измерениях, не должны превышать 0,2% или 10 кг, принимая во внимание большее значение Если данный допуск превышен, то следует повторять измерения до тех пор, пока максимальная масса, определенная в двух последовательных и независимых замерах, не будет укладываться в этот допуск

4.3.4. Должны быть приняты меры безопасности, обычные для принятой практики и процедур определения массы, такие как:

a) должна быть проверена комплектность ВС и оборудования;

b) должна быть надлежащим образом учтена масса специальных жидкостей;

c) определение массы должно производится в закрытом помещении во избежание влияния ветра;

d) используемые весы должны быть тщательно откалиброваны и использоваться в соответствии с указаниями их изготовителя, и

е) каждый экземпляр весов должен быть откапиброван их изготовителем, либо соответствующим уполномоченным органом государства или другим органом, уполномоченным на то государством, в течение года, предшествующего дате определения массы рассматриваемого ВС. 

4.3.5. Должна быть составлена сводка о массе ВС и ее копия, удостоверенная лицом, осуществлявшим надзор за измерениями, направлена в ВГА Учетные данные должны быть достаточны для точного определения массы и центровки пустого ВС .

Примечание При любом сомнении в точности измерений ВГА может потребовать повторения измерений. 

4. 3. 6. Масса и центровка пустого ВС определяются владельцем или эксплуатантом ВС в соответствии с зарегистрированными результатами измерений.

4.4. Загрузочные данные

4. 4. 1. Инструкция по загрузке должна храниться на борту ВС и входить в состав руководства по летной эксплуатации ВС Она должна включать указания по правильному распределению нагрузки, такие как порядок заправки топливных и масляных баков, перемещения пассажиров, размещения груза и т д Надлежит проверить, позволяет ли инструкция рассчитать условия раздельной загрузки, когда необходимо загружать ВС в условиях, отличных от типовых условий, указанных в инструкции по загрузке.

4. 4. 2. Информация, на которой должен быть построен учет изменений в массе и центровке ВС, может быть получена из соответствующих технических данных (спецификаций) ВС, руководства по летной эксплуатации и отчета о массе и центровке ВС Эксплуатанты должны сохранять учетные данные обо всех изменениях массы и центровки ВС, которые имели место после определения его массы.

4. 4. 3. График массовых и центровочных характеристик должен составляться для каждого ВС Каждый график должен содержать обозначение ВС, его национальный и регистрационный знаки На графике должны присутствовать дата его составления и подпись назначенного представителя организации или лица, имеющего надлежащую квалификацию, либо иного лица, согласованного с ВГА должно быть включено положение о том, что данный график заменяет все более ранние его издания.

4.5 Организация контроля массы ВС

4. 5. 1. При наличии у эксплуатанта утвержденной организации контроля массы ВГА рассматривает заявки эксплуатанта на определение массы определенных типов ВС на выборочной основе Такая организация должна включать как минимум двух инженеров или одного инженера и одного сотрудника по контролю массы, либо двух сотрудников по контролю массы.

4. 5. 2. Штат утвержденной организации по контролюмассы должен располагать надлежащими производственными помещениями и оборудованием для ведения учета всех изменений массы по каждому ВС из парка эксплуатанта Любое изменение в составе минимального штата, ставшего основой для выдачи утверждения, должно быть доведено до сведения ВГА в письменной форме Любые утвержденные положения утрачивают силу до тех пор, пока ВГА не утвердит такого изменения.

4. 5. 3. Лица, имеющие право подписи. Один инженер эксплуатанта или его сотрудник по контролю массы должен быть уполномочен ВГА в качестве утвержденного лица, имеющего право подписи необходимых документов Утвержденное лицо, имеющее право подписи, не должно делегировать свои полномочия В тех случаях, когда превышены минимальные требования к штату, дополнительное лицо может быть уполномочено ВГА действовать в качестве утвержденного лица, имеющего право подписи, во время отсутствия уполномоченного лица.

4. 5. 4. Заявка на утверждение. Заявка на утверждение должна подаваться в ВГА и включать следующие положения:

a) имена, квалификацию и характеристику опыта лиц, кандидатуры которых представляются в качестве, имеющих право подписи; 

b) имена, квалификацию и характеристику опыта остальных сотрудников организации по контролю массы ВС;

c) подробности относительно методов взаимодействия с другими элементами организации, обеспечивающими передачу в организацию по контролю массы ВС всех данных об изменениях его массы;

d) подробности относительно процедур, используемых в организации для обеспечения надлежащего контроля за загрузкой всех ВС.

Организация по контролю массы ВС, утвержденная в соответствии с указаниями настоящего раздела, должна функционировать руководствуясь положениями национальных норм и правил, а также процедурами, изложенными в руководстве эксплуатанта по технической эксплуатации ВС.

4. 5. 5. Периодическое определение массы ВС на выборочной основе необходимо для выявления заметных изменений в массе, которые могут свидетельствовать о тенденции или преобладающем для всего парка условии Приведенная ниже таблица отражает процедуру выборочного контроля и показывает число ВС, включаемых в выборку для определения массы каждые 24 календарных месяца.

Число ВС в парке Минимальное число ВС ее в выборке
3 3
4 или 5 4
6 или7 5
От 8 до 13 6
От 14 до 23 7
24 и более 6, плюс 10% общего числа ВС свыше 9

Размер выборки может быть уменьшен на основании утверждения ВГА, если будет показано, что изменения в массовых характеристиках парка из года в год остаются незначительными. Не допускаются продления сроков проверки, которые позволили бы какому-либо ВС превысить срок 48 месяцев с момента последнего определения его массы. Должны быть установлена программа ротации, позволяющая периодически определять массу всех ВС парка.

4.5.6. Система контроля массы и центровки должна включать методы, с помощью которых эксплуатант будет вести своевременный и непрерывный учет массы и центровки каждого ВС. Такие учетные данные должны отражать все модификации и изменения, влияющие на массу или центровку ВС, и включать полный и действующий перечень оборудования. При использовании средних значений массы по парку соответствующие расчеты должны отражаться в документации каждого конкретного ВС.

4.5.7. Эксплуатант должен принимать во внимание все вероятные условия загрузки, которые могут иметь место, и показать, что инструкции по загрузке могут применяться к конкретному ВС или ко всему парку. При использовании эксплуатантом нескольких типов или моделей ВС инструкция по загрузке (которая может быть индексного типа, в форме таблицы или компьютерной программы) должна отражать тип или модель ВС, для которых она предназначена.

4.6 Подготовка и утверждение загрузочных данных

4.6.1. Загрузочные данные, подготовленные в соответствии с положениями настоящего подраздела, должны быть утверждены соответствующим образом уполномоченным лицом, имеющим право подписи документов о массе и центровке, или ВГА. При использовании применимых страниц летного руководства эксплуатанта в качестве загрузочной ведомости и положений, определяющих установленную схему загрузки, эти страницы целиком должны быть представлены в ВГА для включения в руководство по летной эксплуатации ВС.

4.6.2. Эксплуатант обязан на основе данных о массе и центровке пустого ВС подготовить загрузочную ведомость для каждого ВС. Если иное не утверждено ВГА, то страница руководства по летной эксплуатации, озаглавленная "Масса ВС", используется в качестве загрузочной ведомости для самолетов с максимальной ТОМ, не превышающей 5700 кг.

4.6.3. Эксплуатант обязан на основе данных о массе и центровке пустого ВС подготовить загрузочную ведомость для каждого ВС, за исключением случая, когда он покажет, что ВС не может быть загружено таким образом, что его центр тяжести окажется вне утвержденного диапазона центровки. 

Примечание. В случае, когда необходимые загрузочные ограничения могут быть удобно представлены в виде табличек, то такие таблички, размещенные на видных местах ВС, образуют приемлемый вид схемы загрузки.

4.6.4. Один экземпляр каждой загрузочной ведомости и описания схемы загрузки, утвержденный лицом, имеющим право подписи документов о массе и центровке, должен быть представлен в ВГА, исключая случаи использования страниц летного руководства эксплуатанта в качестве загрузочной ведомости и положений, определяющих установленную схему загрузки, когда должны представляться два экземпляра документов. В противном случае, в ВГА должны быть представлены на утверждение два экземпляра документации относительно всех расчетов, загрузочной ведомости, схемы загрузки или страниц летного руководства соответственно.

4.6.5. Загрузочные ведомости, утвержденные лицом, имеющим право подписи документов о массе и центровке, должны быть введены в действие эти лицом на период, истекающий не позже наступления срока очередного определения массы.

4.7 Перечни оборудования

4.7.1. До первоначальной выдачи сертификата летной годности на каждый самолет или вертолеты в ВГА должен быть направлен перечень оборудования, включенного в массу пустого ВС. При использовании эксплуатационной массы в ВГА также направляется аналогичный перечень съемного оборудования и расходуемой нагрузки, включенных в эксплуатационную массу.

4.7.2. При изменении состава оборудования, включенного либо в массу пустого ВС, либо, если это принято, в эксплуатационную массу ВС, в соответствующий перечень эксплуатантом должны быть внесены изменения и экземпляр этого перечня направлен в ВГА. 4.7.3 При каждом определении массы ВС эксплуатант обязан проверять необходимость внесения изменений в перечень оборудования. Экземпляр каждого пересмотренного перечня представляется в ВГА.


5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И УТВЕРЖДЕНИЕ

5.1 Учет изменений массы

5.1.1. Для каждого ВС должен быть обеспечен полный, своевременный и непрерывный учет изменений массы и центровки пустого ВС. Эти учетные данные должны отражать подробности всех изменений, влияющих на массу или центровку ВС.

Примечание. Несколько изменений, осуществленных одновременно, могут быть учтены совместно.

5.1.2. Согласно положениям предыдущего параграфа надлежит учитывать изменения массы и центровки; при этом новая учетная запись должна оформляться после каждого определения массы и копия обновленного документа должна представляться в ВГА.

5.2 Контроль массы при модификации

5.2.1. Эксплуатант ВС обязан пересматривать загрузочную ведомость при принятии новой схемы загрузки, если пределы ее применения оказались превышенными в результате модификации или, как показано в учетных данных об изменении массы, произошли нижеуказанные изменения в массе или центровке пустого ВС:

a) для самолетов:
- масса пустого ВС изменилась более, чем на 0,5% максимальной ТОМ; или
- центровка пустого ВС изменилась более, чем на 0,5% САХ;

b) для самолетов:
- масса пустого ВС изменилась более, чем на 1 процент максимальной ТОМ; или
- центровка пустого ВС изменилась более, чем на 1 см или 10% максимального допустимого диапазона центровок, принимая во внимание меньшее из значений.

5.2.2. Если ВГА или лицо, имеющее право подписи документов о массе и центровке ВС, придут к выводу о том, что в ходе модификации ВС не был обеспечен должный контроль массовых характеристик, то в дополнение к требованиям пункта.

5.2.3. ВГА или лицо, имеющее право подписи документов о массе и центровке ВС, могут потребовать определения новых значений массы и центровки пустого ВС.

5.2.4. Если схема загрузки ранее не требовалась, то эксплуатант обязан проверить необходимость ее использования в обстоятельствах, указанных в пункте 5.1, и при необходимости представить схему загрузки.

5.2.5. Загрузочные данные, обновленные в соответствии с положениями пункта 5.1, должны основываться на новых значениях массы и центровки пустого ВС, они должны оформляться и утверждаться соответствии с положениями пункта 5.1.

5.3. Парки ВС

Три или более самолетов или вертолетов одного типа, эксплуатируемые одним эксплуатантом, могут по решению ВГА рассматриваться в качестве парка для подготовки и утверждения загрузочных ведомостей при условии соблюдения требований, перечисленных в пункте.

5.4. Загрузочные ведомости

За исключением случаев использования эксплуатантом загрузочных ведомостей ВС любой документ, предназначенный для использования в качестве загрузочного листа, должен до его использования представляться в ВГА на утверждение, либо утверждаться лицом, имеющим право подписи документов о массе и центровке. При утверждении лицом, имеющим право подписи документов о массе и центровке, экземпляр утвержденной формы загрузочного листа направляется в ВГА.